Образовательный минимум по ЭКОНОМИКЕ 10 класс
Часть 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (§ 1-3)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Экономика (как хозяйство) – включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру гос.органов, сложившихся в обществе традиционный образ жизни, формы собственности.
Экономика (как наука) – наука, которая изучает экономические отношения, законы и категории производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а так же, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности.
Уровни экономики:
-Микроэкономика – изучает поведение отдельных потребителей, фирм, отдельные виды рынков (отраслевые, региональные, рынки факторов производства)
-Макроэкономика – изучает экономику страны как единое целое (инфляция, безработица, экономический рост, гос.бюджет и т.д.)
-Мегаэкономика – изучает мировую экономику.
Потребности – необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.
Классификация благ:
свободные
|
экономические
|
комплементы
|
субституты
|
не ограниченны, доступны
всем, кто в них нуждается
|
ограниченные, платные
|
дополняют друг друга
|
заменяют друг друга
|
воздух,дождь,энергия солнца и ветра
|
одежда,транспорт, пищевые продукты
|
хлеб -масло, машина - бензин
|
куртка-пальто, метро - автобус
|
Товар – продукт,
произведенный для потребления или обмена.
Услуга – деятельность, обладающая определенной ценностью.
Факторы производства – ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг.
Главная проблема
экономики – проблема ограниченности ресурсов при безграничности
потребностей человека.
Вид фактора произв.
|
Определение
|
Факторный доход
|
Труд
|
Непосредственное приложение
физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических
благ
|
Зарплата
|
Земля
|
Все виды природных
ресурсов, включающих участки земли, леса, водные ресурсы, месторождения
полезных ископаемых
|
Рента
|
Капитал
|
Созданные человеком
средства производства: здания, сооружения, оборудования, транспорт,
материалы, полуфабрикаты
|
Процент
|
Предпринима-тельство
|
Инициативная новаторская
деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска
|
Прибыль
|
Альтернативная стоимость – упущенная выгода, лучший из вариантов, которые были отвергнуты в силу ограниченности ресурсов.
Кривая производственных возможностей (КПВ) – экономическая модель, показывающая различные комбинации выпуска двух товаров при данном объеме ресурсов и определенном уровне развития техники.
Закон возрастающих альтернативных затрат – если ресурсы задействованы полностью, то для производства каждой последующей единицы одного блага приходится жертвовать все большим количеством другого блага.
Главные вопросы экономики: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Главные вопросы экономики: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Экономическая система – способ организации совместной деятельности людей в обществе
Типы экономических систем:
1. Традиционная – тип эк.системы, основанный на традициях и обычаях, передающихся от поколения к поколению.
2. Рыночная – тип эк.системы, основанный на частной собственности, свободном ценообразовании (исходя из спроса и предложения), конкуренции.
3. Централизованная (командно-административная, плановая) – тип эк.системы, основанный государственном регулировании всех сфер экономической жизни, гос.собственностью на факторы производства, все вопросы решаются директивно.
4. Смешанная – тип эк.системы, основанный на сочетании различных элементов нескольких эк.систем.
Образовательный минимум по ЭКОНОМИКЕ 10 класс
Часть 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И КОНКУРЕНЦИЯ (§ 4-7)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Спрос (D) – зависимость между ценой товара и его количеством, которое готовы купить покупатели в данном месте в данное время.
Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях по низким ценам спросят товара больше, чем по высоким ценам.
Величина спроса (Qd) – количество товара, которое купят при данной цене.
Неценовые факторы спроса:
1. изменение вкусов покупателей
2. изменение дохода покупателей
3. изменение цен на сопряженные товары
4. ожидание изменения цен или доходов
5. изменение количества покупателей на рынке.
Предложение (S) – зависимость между количеством товара, которое готовы продать продавцы за данный период времени, и ценами на этот товар.
Кривая предложения показывает, какое количество товаров или услуг продавцы предложат на продажу по различным ценам в данном месте в данное время.
Закон предложения: при прочих равных условиях по высоким ценам продавцы предложат товара больше, чем по низким ценам.
Величина предложения (Qs) – количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене.
Неценовые факторы предложения:
1. цены на ресурсы
2. внедрение новых технологий
3. налоги и субсидии
4. ожидания продавцов
5. количество продавцов на рынке
Равновесная цена (Po) – цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Равновесное количество (Qo) – количество товара, которое покупатели готовы купить, а продавцы – продать по равновесной цене.
Равновесная выручка (R) - стоимость товара в количестве Qo, проданного по цене Po.
Конкуренция – борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.
Виды конкуренции:
- Совершенная конкуренция – рынок, на котором множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на нее.
- Монополистическая конкуренция – рынок, н а котором большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на нее.
- Олигополия – рынок, который принадлежит нескольким крупным фирмам.
- Монополия – рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального продукта.
Монопсония – вид рыночной структуры, при котором монополистом является не продавец, а покупатель.
Образовательный
минимум по ЭКОНОМИКЕ 10 класс
Часть 3. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ (§
8-10)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предпринимательство
– инициативная новаторская деятельность по производству товаров и услуг,
осуществляемая собственником капитала с целью получения прибыли.
Предприятие –
экономический агент, который владеет собственностью, производит товары и
услуги, имеет доходы и расходы.
Фирма –
коммерческая организация, приобретающая экономические ресурсы для производства
и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.
Индивидуальное
предприятие – дело, которым владеет один человек. ИП не имеет статуса
юридического лица, а является физическим лицом.
Хозяйственные
товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли
уставным капиталом (фирмой владеют 2 или несколько человек).
Виды юридических лиц:
1. Товарищества (совладельцы объединяют
капиталы, усилия, способности, идеи; разделение труда, разделение управления)
А) полное товарищество
Б) товарищество на вере (коммандитное)
2. Хозяйственные
общества:
А) общество
с ограниченной ответственностью (ООО) – сочетает разделение труда, управления и
ограниченную ответственность.
Б)
акционерные общества (АО) – фирма, в которой собственность разделена на части
по акциям.
- открытое
акционерное общество (ОАО)
- закрытое
акционерное общество (ЗАО)
Выручка фирмы (R) – стоимость всей произведенной продукции (R=P×Q)
Издержки фирмы –
денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой
продукции.
Прибыль –
средства, которые остаются у предпринимателя от выручки
(Прибыль= Выручка – Издержки)
Виды издержек:
А) Постоянные издержки (FC) – издержки не зависят от объема произведенной продукции.
Б) Переменные издержки (VC) – издержки, величина
которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема
производства.
В) Общие издержки (TC) – сумма
постоянных и переменных издержек (TC= FC + VC)
Г) Средние издержки (AFC) - издержки фирмы, приходящиеся на одну единицу
продукции
(АFC=
FC :
Q)
Д) Средние переменные издержки (AVC) - переменные издержки на единицу продукции
(AVC=
VC :
Q)
Е) Средние общие издержки (AC) - стоимость производства одной единицы продукции
(AC = TC : Q или
AC = AFC
+ AVC)
Источники
финансирования фирмы:
| Внутренние |
Внешние
|
Средства, формирующиеся в результате хозяйственной
деятельности фирмы, выручка образуется от продажи товаров и услуг (прибыль)
|
Средства, формирующиеся вне деятельности фирмы (кредиты,
продажа акций, привлечение средств инвесторов, бюджетных средств)
|
Ценная бумага –
денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа.
Виды ценных бумаг:
Долевые
|
Долговые
|
Акции (обыкновенные, привилегированные)
|
Облигации, векселя
|
Акция – долевая
ЦБ, которая дает право на долю в капитале фирмы и на получение дохода из
прибыли этой фирмы в виде дивиденда.
Облигация –
долевая ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, дает право на получение
процента и возврат всей суммы долга по истечении срока.
Фондовый рынок –
система экономических отношений между покупателями и продавцами ценных бумаг.
Эмиссия – выпуск
в обращение ценных бумаг
Образовательный
минимум по ЭКОНОМИКЕ 10 класс
Часть 4. РЫНОК ТРУДА И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ (§ 11-12)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рынок труда –
сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и
покупателями.
Спрос на труд –
объем услуг труда, который фирмы готовы приобрести при существующих ценах на
труд.
Предложение труда – объем услуг труда, который работники готовы предложить при существующих ценах
на труд.
Ставка заработной
платы – заработная плата работника за 1 час отработанного времени.
Факторы, влияющие на
заработную плату: уровень образования, квалификация, природные способности,
опыт работы, здоровье, особенности региона, особенности отрасли, условия труда.
Номинальная
заработная плата – сумма денег, получаемая за труд в течение определенного
периода времени.
Реальная заработная
плата – показывает, какое количество товара и услуг можно приобрести за
номинальную заработную плату. (Реальная з/п = Номинальня з/п : Индекс цен)
Формы заработной
платы:
А) сдельная –
размер з/п зависит от количества произведенной продукции или оказанных услуг
Б) повременная –
размер з/п зависит от фактически отработанного времени и уровня
квалификации
работника.
Производительность
труда – выпуск продукта в расчете на единицу труда. (показывает сколько
единиц продукции может произвести один рабочий за 1 час) ПТ = Кол-во продукции
/ (Человек × Часы)
Специализация –
использование ресурсов для производства определенных товаров.
Разделение труда
– разделение процесса производства на ряд отдельных этапов, выполняемых разными
производителями.
Семейный бюджет –
финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный
период времени (месяц, год).
Бюджет семьи
|
||
Доходы
|
Сбережения
|
Расходы
|
з/п, трансферты(пенсии, пособия, дотации), доходы от
сбережений, от предпринимательства, от собственности
|
Питание, одежда, платежи(налоги, страховка, кредит),
транспорт, жилье, лечение, образование, отдых
|
|
Потребительская
корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности.
Закон Энгеля: С
ростом дохода семьи структура расходов меняется: доля расходов на питание
снижается, доля расходов на удовлетворение культурных потребностей
увеличивается.
Кривая Лоренца: иллюстрирует, насколько велико расслоение доходов в обществе.
Кривая Лоренца: иллюстрирует, насколько велико расслоение доходов в обществе.
Индекс Джини
позволяет количественно измерить степень неравномерности распределения доходов
населения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий