Конкуренция и ее виды.
В результате изучения темы ученики должны уметь:
1. давать определение понятию "конкуренция"
2. характеризовать виды конкурирующих рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия
3. объяснять роль конкуренции для потребителя
4. показывать роль правительства в антимонопольном регулировании
5. приводить примеры рынков с различной степенью концентрации производства.
Термины и определения
Совершенная конкуренция - это рынок, на котором множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на нее.
Дифференциация - процесс создания уникальной продукции, отличной от аналогов
Монополистическая конкуренция - рынок, на котором большое количество мелких фирм производят схожую продукцию.
Барьеры для входа в отрасль - большой стартовый капитал, необходимый для производства данного товара, наличие лицензии на производство товара или услуги, коммерческая тайна, авторское или патентное право.
Принцип ценового лидерства - признанный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют.
Монополия - рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального продукта.
Естественная монополия - фирма, которая может производить товары и услуги с меньшими издержками, чем несколько фирм.
Монопсония - вид рыночной структуры, при котором монополистом является покупатель.
Ключевые положения темы
1. Виды рынков:
- реальный (рынок товаров и услуг),
- финансовый (денежный рынок, рынок ценных бумаг)
- рынок экономических ресурсов (рынок труда, земли, капитала)
- валютный рынок (рынок международных валют).
2. Конкуренция содействует повышению качества товаров и услуг, расширению их разнообразия.
3. Рынки с различной степенью концентрации производства - совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
4. При совершенной конкуренции ресурсы используются эффективно: цены минимальные, объем производства максимальный. При несовершенной конкуренции ресурсы используются неэффективно: цены завышены, объем производства занижен.
Вопросы для обсуждения:
1.Выгодно ли отдельному продавцу на рынке совершенной конкуренции отклоняться от равновесной цены?
2. Что может ограничить цену монополиста?
Интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий